Сергей Когонин. Автопортрет с «Камазом»

Сегодня, 16 ноября, генеральный директор «КАМАЗа» Сергей Анатольевич Когогин принимает поздравления с 60-летием. Из России, из-за рубежа, от родных и друзей. Но накануне наш генерал в своём сверхплотном графике выделил полтора часа на общение с корпоративными СМИ. Отвечая на вопросы (их было под сотню, и параллельно шла интернет-трансляция), руководитель крупнейшего в стране предприятия автопрома предстал «знакомым и незнакомым». 

Фамилия – из глубины веков

– Генеалогическое древо достаточно глубокое, знаю, что мои предки – ссыльные стрельцы, отправленные за бунт Иваном Грозным в Казанское ханство. В моём родном селе Большие Ключи Зеленодольского района, кстати, даже слободки назывались, как в старой Москве. Происхождение фамилии интересно, но неясно, а церковный архив, к сожалению, сгорел во время пожара (в церкви была пекарня). Но она не распространена, если встречаются носители – то выходцы именно из моих краёв.

Сколько поколений известно – все были крестьяне, работали на земле, смыслом жизни был постоянный ежедневный труд, и сызмальства ты был участником всех этих процессов, должен был делать всегда много, своими руками, выкладываться, у тебя не было нормированного рабочего дня… Самое яркое первое воспоминание из детства – мне четыре-пять лет, я в саду моего деда, меня посадили на чурбачок, дали в руки молоток, я должен был прямить ржавые гвозди, которые выдирали из забора при ремонте.

Папа у меня был мастер золотые руки, родители мамы – пчеловоды, и столярное искусство было им хорошо известно: все стулья-шкафчики дома были изготовлены руками моего деда. Всё детство прошло рядом с ним, постоянно мы что-то мастерили, я помогал ему в изготовлении бочек. Семья ещё делала и музыкальные инструменты – гитары, балалайки, мандолины.

Не могу сказать, что родители, как рабочие и служащие, много зарабатывали. Но трудились много, и семья в материальном плане жила нормально, я не чувствовал какой-то ущербности, потребности в своих, обособленных карманных деньгах – всё было общим.

Я же не знал, что такое физтех!

– Главное, что мне привили родители, – умение работать и быть самостоятельным. Все решения в жизни я принимал сам – лет, наверно, с 15 мама и отец воспринимали их как правильные. Практически никогда я не доставлял им беспокойства, очень рано сам стал зарабатывать, и с учёбой никаких проблем не возникало – можно сказать, они радовались успехам, хотя, наверно, и беспокоились.

Физика – это со школы, был преподаватель-фронтовик, одержимый человек, умевший привить детям интерес к предмету. Крен тогда был в сторону радиофизики, у меня с детства было желание заняться наукой, для себя решил: хочу узнать, как работает транзистор, за государственный счёт! (Смеётся). Читал популярный журнал «Квант», где на последней страничке печатались задачи вступительных экзаменов в физтех. Я же не знал, что такое физтех, а просто старательно решал задачки. Но в университет отправился уже после техникума. Хотя понимал, что, наверно, будет сложно, и готов был пойти в армию, но поступил сразу же после первого экзамена.

В техникуме узнал, что такое производство, и был уникумом в том смысле, что, будучи на практике, прошёл всю цепочку – от фрезеровщика, оператора станков с ЧПУ до мастера. Оператором, обслуживая три, а потом и пять станков, добился заработка в 250 рублей в месяц, чем «раздражал» ОТиЗ: надо же, студент, и такие деньги! Когда перевели мастером (зарплата сразу в полтора раза упала), отнёсся с интересом: надо было управлять уже не станками, а людьми. Сейчас я убеждён: человек, не прошедший эту школу, не знающий управления небольшим коллективом и начальной ячейкой производства, не вправе рассчитывать, что состоится его карьера как руководителя. Даже в частном бизнесе.

Была – фантастика, стали – технологии

– Все писатели-фантасты, чьи книжки увлекали наши юные пытливые умы, – Уэллс, Азимов, братья Стругацкие – по большому счёту, заглянули в будущее. Это со временем понимаешь, что надо жить настоящим, не откладывая на завтра. Сейчас, с моей точки зрения, по уровню развития технологий мы достигли определённого потолка, но прорыва, этакой швейной машинки Зингера, эффект которой – в резком повышении производительности труда, я не вижу. Наверное, это будет новый вид энергии, который резко повысит энерговооружённость человечества, и другой уровень энергетики. Пока, кроме термоядерного синтеза, иного не видно. Да, есть солнечная энергия, энергия ветра, но это всё улучшения, а не революция.

Очень позитивно отношусь к интернету, но я не участник соцсетей, подписан только на Инстаграм – смотрю интересующие фотографии. Честно говоря, меня немного удивляет сегодняшнее восприятие людей – фото, короткая подпись – и всё. Мозги нашего поколения «воспитаны» по-другому: они требуют усилий. Я достаточно много читаю – в самолёте, во время перелётов, где нет электронной почты, связи. Сейчас, в основном, в области цифрового перехода. Мы обязаны в этом разобраться, тем более, принимая молодёжь, тех, кто в этом вырос.

Власть? Нет, лучше бизнес

– Наверное, госчиновник – это всё-таки не моё. На тот период, на который пришлась моя работа в госслужбе, нужны были нестандартные решения и хватка предпринимателя, промышленника. Потом изменилась нормативная база, скорость решений стала ограничиваться, – и я вновь перешёл в бизнес. Мой стаж работы на выборных должностях – не более семи лет. Достаточно, чтобы расширить кругозор, наработать устойчивые связи, но не потерять дух предпринимательства.

Я не согласен, когда слышу, что в России невозможно вести бизнес. Надо выбирать правильных партнёров! Главное – умение убеждать партнёра, понять друг друга и поверить.

Погружение в «КАМАЗ»  ужас на 15 лет?

– Конечно, помню первые рабочие дни 15 лет назад. Конец апреля, дальше длительные майские праздники. Эти десять дней позволили мне обойти своими ногами весь «КАМАЗ», каждый завод (понимаю, что тогда не дал менеджменту отдыхать!). Погрузился в текущие дела и понял, что, в общем-то… ужас. Хотя сразу шёл как антикризисный менеджер, но комплекс проблем оказался просто невероятным. Что ж! Шаг за шагом. Глаза боятся – руки делают. Работа очень интересная – меня и тогда заинтересовал масштаб задач – по уровню сложности и вызову. Просто рискнул в своей жизни – пошёл на абсолютно провальный проект с целью добиться позитивного результата. Получилось!

Собирался ли реально работать на «КАМАЗе» 15 лет – наверное, нет, и уйти на разные должности, вплоть до губернаторства, можно было не раз. Предложения были. Но по своей жизненной установке я как-то понимал, что лет в 40 с небольшим надо стабильно определиться и где-то работать. Наверное, почувствовал себя здесь комфортно – теперь всё уже такое родное, прошедшее через душу и сердце: предприятие, город, люди. И интересные задачи не кончаются, всякий раз жизнь подбрасывает новые вызовы. Теперь, в 60, думаю, что поздно уже что-то менять. И в любой биографии для меня «КАМАЗ» – это как обязательная ступенька в карьере.

Так выглядели заводские будни 15 лет назад:

 1.JPG

Банкротство было так возможно

– Когда я был в Правительстве РТ, был выбор: либо объявить «КАМАЗ» банкротом, либо реструктуризация долга по годам. Тогдашнее законодательство позволяло провести эту процедуру весьма технично, но это сильно ударило бы по акционерам и госдолгам. Президент Минтимер Шарипович Шаймиев счёл, что такое решение о «КАМАЗе» недопустимо. Всё произошло, как произошло. Я тогда ещё не думал (смеётся), что это мне исполнять это решение, был сторонником более резких шагов: компания не должна расплачиваться за неэффективное управление. Время меняет ориентиры и человека. Долговая нагрузка, которая висела на «КАМАЗа», не позволила нам резко рвануть вперёд – мы вынуждены платить по сформировавшимся долгам, и это ещё нескоро заканчивается.

Вытянуть такой объём инвестиций и поддерживать все компетенции было бы невозможно без привлечения иностранного капитала. Альтернативы не было. Первым созданным СП было ZF KAMA. Наверное, тогда я был максималистом, и мы с Иреком Флоровичем Гумеровым поставили перед собой эту цель, понимая, что нет такого инвестресурса в нашем бизнесе. Первая встреча с вице-президентом ZF по коммерческому транспорту г-ном Фогелем состоялась на выставке в Ганновере, и настроен он был весьма скептически. Оказалось, я пришёл вовремя и с правильным предложением. Мы до сих пор с ним в контакте, он уже на пенсии. Становиться друзьями через бизнес – со многими коллегами отношения сложились именно так.

По-разному всё происходило, но на сегодня я уверен: партнёрства, которые мы наработали, позволили изменить как наш продукт, так и нас самих. Наверное, можно было до всего дойти самим, но это вопрос времени и денег. У нас не было ни того, ни другого.

Лозунг «Мы начинаем – и все выигрывают» оказался пророческим. Создание ZF KAMA помогло «КАМАЗу» выйти на новый уровень:

 2.JPG

Шаймиев рисковал, я тоже

– Случай всегда играет роль, всё зависит от того, какое решение ты примешь. Если думаешь, тормозишь, – удача с тобой не идёт. Если в состоянии рисковать – добиваешься результата, – удача с тобой. Когда Минтимер Шарипович меня заметил и назначил директором машиностроительного завода в Зеленодольске, он откровенно рисковал. Надо было стабилизировать обстановку, было непросто. Но я умел разговаривать с людьми, а характер помогал в достижении целей. Я так устроен, что, если готовлюсь к чему-то, испытываю внутреннее волнение. Но когда процесс выработки решений завершён – в реализации на волнение и рассуждения уже не отвлекаюсь.

Сам я тоже не раз рисковал, назначая людей на разные должности. Имеет значение первое впечатление. В условиях дефицита времени навыки позволяют даже в короткой беседе прочувствовать человека. В бизнесе однозначно полагаюсь на интуицию. Что такое интуиция? Сумма твоих знаний, которая у тебя «упаковалась», она позволяет принимать решения до того, как ты осознал – правильно это или нет.

Здравствуй, племя младое. Интересное!

– Отношусь к молодому поколению, наверное, очень правильно: всё принимаю, всё мне в них нравится. Я не пытаюсь судить: надо понимать, что это им мы передаём (и произойдёт это очень скоро) дело, предприятия, страну – всю полноту ответственности. Думаю, будет непросто, это очень серьёзный вызов стране – уход поколения перестройки, приход следующего, кто родился уже не в СССР, а в России. Они действительно другие, но каждое поколение – другие люди. Я точно не спорю, скорее, стараюсь понять, что же будет ими двигать. У них другой менталитет и шкала ценностей, но базовые ценности остаются. Мне они интересны. Очень!

Гендиректор «КАМАЗа» – частый гость в вузах: может и лекцию прочесть, и работу предложить:

3.JPG

Перспективы с видом на комфорт

– Не думаю, что для освоения автомобилей поколения К-5 потребуются какие-то сверхновые линии. Но когда дело дойдёт до абсолютно беспилотных автомобилей, вряд ли даже конвейер останется таким, как сегодня. Модульность платформ там очень высока, будет колоссальная унификация по узлам и агрегатам, более упрощённый подход к дизайну.

Тема развития «КАМАЗа» всегда волнует челнинцев. Но мы хоть раз создали условия, при которых люди бы ощутили собственную ненужность? Сколько шагов предпринято для создания сотен, тысяч новых рабочих мест, сколько СП, в КИП «Мастер» пришли сотни партнёров, компаний с инвестициями, их всё устраивает. Шесть тысяч человек работают, за десять месяцев выпущено продукции на 44 млрд рублей. И, конечно же, ТОСЭР, территория опережающего развития, проект, финансируемый через фонд моногородов. Идея, которую удалось реализовать, отнеся Набережные Челны к этой категории городов, создала просто гигантский фундамент для сохранения и развития рабочих мест в нашем городе. Вообще, если стратегически смотреть вдаль, сказал бы, что наступает период, когда население города будет расти, но для привлечения новых жителей надо создавать условия, изменять, в первую очередь, социальную среду: образование, медицину, строить комфортное жильё. Ничто в полной мере не заменит машиностроения – этот профиль сохранится, но я на 100 процентов уверен: все тенденции, которые мы сумели заложить, направлены на то, что город должен расти. Публично говорю об этом впервые.

Музыка – для души…

– Ничто даже в век интернета не заменит личного общения. Самая большая энергетическая подпитка – в семье. Очень трезво надо относиться к экстремальным видам спорта. Пару лет назад сходил на Арарат, и могу сказать, что если в 25 лет 4000 метров вообще не чувствовал, то в этот раз горной болезни получил полной чашей, хотя до вершины всё-таки дошёл.

«Курс молодого бойца» в слушании классической музыки я прошёл в исполнении Игоря Михайловича Лермана – человека, одержимого делом, которым он занимается. Хотя я интересовался музыкой и раньше, именно он привил любовь к этому виду искусства. Потом судьба свела меня с такими знаменитыми музыкантами, как Валерий Гергиев, Денис Мацуев. Каждый – личность совершенно особенная, удивительных человеческих качеств. Дружить с ними очень приятно. К счастью, оба в этом году побывали у нас в Челнах и на «КАМАЗе».

Возможность наслаждаться игрой Дениса Мацуева – роскошь для челнинцев-меломанов:

 4.JPG

… а воскресенье – день сына

– Своих детей воспитываю, наверное, больше примером, хотя столько работать – скорее, исключение из правил! (Смеётся). В молодые годы, когда делал карьеру, трудно было совмещать – в советское время система всё выжимала из человека. Помню, когда был директором на первом заводе, и шёл запуск, я просто спал на стульях в кабинете – и так не одну ночь. Тогда тоже были вызовы, требовавшие решения крайне важных задач.

С Альфиёй Гумаровной мы встретились, когда работали вместе. Человек, который встал рядом и стал помогать. Человек с нестандартным мышлением.

При всей своей занятости нахожу время для своего младшего ребёнка, стараюсь создать эффект постоянного присутствия – через телефонные звонки, личное участие, чётко знаю, воскресенье – день сына, мы не расстаёмся, ходим вместе в магазин, покупаем продукты (так что в ценах я ориентируюсь), что-то мастерим. Хотя у него множество всяких конструкторов и прочего, надо, чтобы парень мог что-то делать и своими руками. У Максима очень хороший слух, он всегда поёт, но нагрузки в школе достаточно большие, музыкальных планов не строим

Когда секрет превращается в сюрприз?

– Всегда обсуждаем фильмы, смотрим их дома или в кинозале. Мне ближе фильмы философского содержания. Но вот на осенние каникулы Максим получил задание посмотреть «Пиноккио» – я до этого только «Приключения Буратино» видел, а тут 80 минут с ним просидел, чтобы разобраться потом вместе, что же там происходит. По выходным стараемся собрать детей, которые рядом, на дружный воскресный обед.

Обязательно – ёлка на Новый год, в квартире ставим искусственную – просто потому, что мне жаль рубить ещё одно дерево.

Из подарков никогда ничего не прошу, но к этому вопросу очень серьёзно и с фантазией подходит Альфия Гумаровна и вся семья. Я всегда знаю, что они придумают что-нибудь интересное, всегда неожиданное, люблю и ценю эти творческие подарки. Все они, будь это фильмы, песни, стихи и т.д. – необычны, уникальны, и все, конечно, памятны и дороги. Самое главное, что твои близкие хотят сделать для тебя что-то очень доброе.

Заинтересовать младшего автомобилями – почему бы нет?

 5.JPG

 Вопрос – ответ

 Как вы относитесь к идее повышения в России пенсионного возраста?

– Очень правильно, с моей точки зрения, поскольку физический срок жизни увеличивается. Только я, наверное, чуть иначе хочу подходить к этому вопросу: не повышать пенсионный возраст, а предоставлять человеку, который ещё в хорошем состоянии здоровья – умственного и физического, возможность работать дольше.

– Что испытываете вы, когда Президент России испытывает наши КАМАЗы?

– Волнение! (Смеётся). Чтобы ручка не оторвалась! Нет, с нашими машинами всё в порядке, и такого произойти не может, но я скажу, что Владимир Владимирович с пониманием относится к нашим вопросам. Он не только слушает, но и слышит, и умеет выхватить основное. Поэтому ему не так сложно показывать новую технику – у него всегда правильное восприятие и оценки.

– Встречаясь на заводах с рабочими, вы слышите от них жалобы, предложения?

– На рабочих местах больше профессиональных вопросов. Мне это интересно, у нашего персонала высокий уровень компетенций, нет равнодушного отношения к труду. Когда, например, на ПРЗ мне говорят, что раньше на этой операции работали восемь женщин, а сейчас – две, и они поднимают меньший груз, то понятно же: тот, кто занимается улучшениями, делает это с удовольствием. Таких людей много.

– Можете дать советы тем, кто только начинает карьеру?

– Только один: ставьте высокие цели и добивайтесь их. Точно получится! Я, по крайней мере, всегда ставил максимальную планку.

Автор публикации

не в сети 3 месяца

TrucksNews.ru

Комментарии: 8Публикации: 12191Регистрация: 11-07-2018

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Генерация пароля